четверг, 11 августа 2011 г.

Итоги погони за фукусимской радиацией

япония

все «свободные» сми кое-что пишут о фукусимской трагедии. но о том, что радиация до сих пор не идёт в сторону россии, молчат насмерть! а ведь это – самое настоящее чудо, невиданный феномен! но их не интересуют наши феномены...


итоги погони за фукусимской радиацией на дальнем востоке


экспедиция русского географического общества по исследованию радиационного загрязнения японского моря, курил и камчатки благополучно закончилась. результатами радостно поделился руководитель рейса, завсектором экологии дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (двнигми) росгидромета александр севастьянов. но помимо безопасного радиационного фона, есть и научный, который тревожен: через десять лет на дальнем востоке не останется научно-исследовательского флота для каких-либо экспедиций.


каков главный вывод научной экспедиции?


российскому дальнему востоку выбросы аэс «фукусима-1» не угрожают. максимальные концентрации, которые мы нашли и которые, тем не менее, в тысячу раз и более ниже норм радиационной безопасности, находятся в морской воде тихого океана примерно в 400-х километрах от аэс и в воздухе сангарского пролива между островами хоккайдо и хонсю. а в точках замера в японском море, вдоль курильской гряды и на побережье камчатки значения минимальные, следовые концентрации, чуть выше предела обнаружения гамма-спектрометров. в некоторых случаях предварительные измерения на борту судна вовсе ничего не обнаружили.


– а если сменится ветер над фукусимой? и вместо западных и южных ветров, несущих радионуклиды в тихий океан, задуют муссоны в сторону материка?


– роза ветров меняется весной, но нынешняя весна у нас запоздалая, и ветра пока не сменились. я не могу точно предсказать, насколько сильным будет перенос радиоактивных аэрозолей, если ветер задует в сторону японского моря. пока выбросы продолжаются, из атмосферы всё выпадает в морскую воду. когда ветер сменится на восточный, то наш институт сможет, помимо обычной работы в японском море, попутно вести мониторинг загрязнения морской воды, если это будет необходимо. я думаю, что ветер не сможет перенести радиоактивные аэрозоли через всё японское море к приморскому краю, ведь это более тысячи километров. мы работали на расстоянии примерно 400 километров от источника, и не нашли угрожающих концентраций ни в воде, ни в воздухе. мы сравниваем наши замеры с нормами радиационной безопасности для питьевой воды, так как норм для морской воды в рф в настоящее время нет.


– они нужны?


– никто раньше не занимался данной проблемой применительно к морской воде. не предполагали, что такая катастрофа случится на побережье, и радиация окажется в морской воде. чернобыль показал, что катастрофы возможны, но он находится на континенте и там загрязнение связано с речной водой, которая является питьевой. поэтому и есть нормы для питьевой воды. может быть, после нашего рейса кто-то этим вопросом озаботится, и в практику будут введены какие-то нормы и для морской воды в том числе.


в мире достаточное количество аэс на побережье. кстати, наш сосед северная корея построила атомную станцию, в японском море, в нескольких сотнях метров от побережья. и охлаждение станции предполагается проводить морской водой.


– нужен ли экспедиции второй этап?


– думаю, что да. но уже с другой задачей, мониторинг побережья дальнего востока проведён. следующий этап – это изучение влияния катастрофы в японии на тихий океан, на окружающую среду в целом. там исследования нужно делать гораздо ближе к побережью японии, начинать как можно ближе к берегу, насколько это позволит ситуация (например, в 50 километрах от берега) и делать сетку гидрологических разрезов. но для проведения таких исследований нужно запрашивать разрешение у японской стороны, так как для работы в 200-мильной исключительной экономической зоне нам необходимо разрешение на работы. не знаю, пойдут ли они на это, захотят ли видеть чужие исследовательские суда в своих водах…


кроме проб воды и воздуха на втором этапе необходимо провести комплексные исследования, в том числе океанографические, гидрохимические и гидробиологические, работать не только с поверхностным слоем моря, но и проводить исследования во всей водной толще, до дна. обязательно должны присутствовать морские биологи, отбирать пробы морской фауны.


10 лет до конца


– поговорим о состоянии дальневосточной науки. понятно, что всё плохо, как и везде. но есть ли направления, которые чувствуют себя хорошо?


– что касается росгидромета в целом и двнигми в частности, то пока у нас спады компенсируются подъёмами. в 2011 году росгидромету выделено 13 миллиардов рублей на восстановление сети метеостанций. это радует, так как в приморском крае сеть станций порушена. станций стало в десятки раз меньше, по сравнению с советским временем. но дело не только в станциях. мы проводили много исследовательских работ, в том числе и с зарубежными коллегами, связанных с научными исследованиями фактически во всех океанах и морях. у двнигми тогда был большой научно-исследовательский флот.


– сколько было судов и сколько осталось?


– было порядка 12, сейчас фактически одно, на котором мы находимся ­– «павел гордиенко». часть судов просто числятся за институтом, это балласт, постройки конца шестидесятых. некоторые списаны и проданы в китай на гвозди, некоторые достаивают у причала.


– как обстоят дела у других научных институтов владивостока?


– ситуация плачевная не только у нас. возьмём дальневосточное отделение академии наук. там было очень много судов, а сейчас остались 2-3 судна, которые доживают свой век. несколько судов есть у тинро – тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии.


всего на дальнем востоке в советское время было более 50 научных судов. сейчас наберётся где-то с десяток. но дело не только в количестве судов, но и в количестве рейсов. раньше было в среднем два-три рейса в год, до десяти месяцев в год судно находилось в море. сейчас наш «павел гордиенко» задействован максимум четыре-пять месяцев в году.


– то есть за последние 20 лет ни одного нового научного судна на дальнем востоке не появилось?


– наш «павел гордиенко» – последнее введённое в строй научное судно, 1987 года постройки.


– таким образом, сколько лет осталось до окончательной гибели научного флота?


– если нашему судну дать хороший качественный и своевременный ремонт в южной корее (наша судоремонтная отрасль развалена окончательно), то оно ещё прослужит десять лет. но ремонт в корее – это дорогое удовольствие, так как только за топливо туда и обратно нужно заплатить около 20 тысяч долларов, и это, не считая стоимости самого ремонта. а во владивостоке сегодня хорошего специалиста по судоремонту днём с огнём не отыщешь. являются всякие шабашники, которые толком сделать ничего не умеют.


но дело не только в теплоходах. где набирать молодых учёных? средний возраст учёных двнигми давно перевалил за сорок. молодых специалистов практически никто не выпускает, и они не хотят работать за копейки.


– какие зарплаты в институте?


– я получаю зарплату 16 тысяч рублей, молодой специалист может рассчитывать максимум на 8-10 тысяч. в рейсе, конечно, платят гораздо больше, в несколько раз.


японские синоптики


– в рейсе наше судно использовало японские прогнозы погоды. закономерное следствие развала приморской метеослужбы?


– не только моряки пользуются японскими прогнозами, но и наше приморское управление росгидромета использует японские прогнозы. у нас ведь практически не осталось метеопостов на дальнем востоке, а ведь чтобы составить карту погоды, посты должны быть везде, а ещё должны быть метеоспутники. наше судно может автоматически сообщать данные о погоде, но их даже некуда передавать, никто не принимает, они никому сегодня не нужны.


– новая программа росгидромета улучшит ситуацию?


– эти планы будет осуществить совсем непросто. места в приморье дикие, людей и власти в отдалённых районах нет. любой металлический предмет привлекает охотников за цветными металлами. не так давно два охотника стащили с сопки и разобрали ритэг – радиоизотопный термоэлектрогенератор, которые использовались, как автономные источники электроэнергии для удалённых маяков. один охотник умер от излучения на месте, другой успел доползти куда-то, но позже тоже умер, вероятнее всего, от лучевой болезни.


мёртвая бухта


– какие экологические исследования ведет институт в приморье?


– больше 40 лет мы осуществляем программу огсн (государственная система наблюдений) в акватории залива петра великого. есть определённые росгидрометом точки мониторинга в бухте золотой рог, в проливе босфор восточный, заливах уссурийский, амурский и бухте находка. с апреля и до ноября наше небольшое каботажное судно «гидробиолог» раз в неделю выходит в море и делает экологическую съёмку загрязнения морской воды, океанографические и гидрохимические исследования, берёт пробы морского грунта. данные мы обрабатываем и на их основе делаем ежегодный отчёт, который предоставляем всем заинтересованным организациям.


– каково загрязнение в главных бухтах?


– бухта золотой рог стала фактически мёртвой. у причалов на дне лежит метр-два иловых отложений, сплошной грязи, пропитанной нефтью и тяжёлыми металлами. в бухту также впадает ужасающе грязная речка, в которую сливает воду городская тэц. в золотом роге количество загрязняющих веществ в морской воде и донных отложениях в 10-20 раз выше, чем в амурском и уссурийском заливах. при таком состоянии бухта в норму сама уже не придёт, необходимы кардинальные меры по очистке бухты, но этого не делается.


амурский залив также грязноватый, так как является полузамкнутой системой, с ограниченным водообменном, в него к тому же впадает река раздольная, которая несёт в залив тоже много всякой грязи.


самым чистым является уссурийский залив, у которого хороший водообмен с японским морем.


– какие изменения вы наблюдаете за 40 лет?


– экологическая ситуация в целом стабильно стоит на одном уровне уже лет 15. хотя нефтяного загрязнения в воде стало меньше. это связано с тем, что в настоящее время все разливы нефти довольно строго наказываются соответствующими контролирующими организациями, предусмотрены существенные штрафы, да и отследить их стало гораздо проще. раньше военные суда очень много сливали разного. бывало, идёшь по бухте мимо, а вокруг них сплошные пятна мазута и никого это особо не волновало. сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону.


тем не менее, в последнее время увеличилось количество детергентов и пестицидов в морской воде. известно, что во владивостоке очистных сооружений нет, их только строят. и очищенные стоки в общем сливе составляют только десятую часть. поскольку канализационные стоки сливаются практически без очистки, то и детергентов стало больше, люди всё больше пользуются порошками, моющими средствами.


– ухудшило ли экологическую ситуацию строительство к саммиту атэс?


– в прошедшем году увеличилось количество пестицидов в уссурийском заливе и заливе находка. на побережье уссурийского заливе была городская свалка отходов, которую стали убирать и, возможно, при вывозе грунта было загрязнено море. хотя по одному году, а концентрации пестицидов резко увеличились в 2010 года, трудно делать выводы…

Комментариев нет:

Отправить комментарий